Индекс материала
Очковая коррекция
Выбор оправ и линз
Оправы для детей
Очковые линзы для детей
Режим ношения очков
Все страницы

Уважаемые родители для того, чтобы очки, которые подобрал и выписал Вашему ребенку офтальмолог, научили его хорошо видеть и сохраняли ему зрение, Вы должны знать о важных правилах.

1. Как правильно выявить проблемы и подобрать очки

 

 Если родители или хотя бы один из них имеет плохое зрение, носит очки или контактные линзы, или избавился от этой проблемы с помощью операции, это служит поводом для очень раннего обращения к офтальмологу, который специализируется на детском зрении.

 

           Квалифицированный специалист способен определить оптику глаза (рефракцию) Вашего ребенка уже в раннем младенчестве (до 6 месяцев). Для этого после закапывания капель он должен провести скиаскопию или рефрактометрию с помощью бесконтактного (Plusoptix, Германия) или мобильного (Retinomax, Япония) рефрактометра. Детский офтальмолог знает возрастную норму оптики Вашего ребенка.

 

Если дальнозоркость у Вашего ребенка меньше, чем должна быть в этом возрасте, то это еще не является поводом для назначения очков. Но этот факт должен Вас насторожить и стать поводом для регулярных (не реже 1 раза в 6-12 месяцев) посещений врача.

 

Если степень дальнозоркости превышает возрастную норму, но у ребенка зрение развивается в соответствии с возрастом, и нет косоглазия, то в большинстве случаев очки не назначаются. Но родители должны знать, когда нужно незамедлительно обратиться к врачу: косметически заметное косоглазие, жалобы на двоение или прикрывание одного из глаз.

 

Если у Вашего ребенка выявлен астигматизм или разноглазие (анизометропия), то эти проблемы должны быть исправлены с помощью очков для предотвращения развития таких осложнений как амблиопия или косоглазие.

 

Маленьким детям, которые еще плохо разговаривают или детям с неразвитым зрением очки не подбираются, а назначаются офтальмологом.

 


 

2. Что нужно знать о выборе оправы и линз

Почему дети не хотят носить очки?

 

• Во-первых, вспомним из нашего детства, кого чаще всего дразнили в школе? Правильно, в числе первых были «очкарики». Психология детского возраста такова, что для демонстрации своей «силы» дети высмеивают слабые стороны сверстников. Какими были оправы в советское время? Они отнюдь не являлись элементами стильного украшения и чаще, действительно, делали лица наших сверстников менее красивыми.

 

Порой родители и в наше время передают веяния тех времен на своих детей, считая, что очки в первую очередь - средство коррекции зрения и не задумываются, нравятся ли очки их детям. Поэтому очень важно помнить, что при выборе оправы, нужно спрашивать ребенка не только о том, удобно ли ему в этой оправе, но и нравится ли она ему! Ребенок должен быть уверенным, что очки не будут подчеркивать его проблему, а станут дополнительным предметом его имиджа и в лучшую сторону выделят среди одноклассников.

 

Выбор стильной оправы как раз тот случай, когда родители должны «идти на поводу» у детей. Если в оптическом салоне не нашлось оправы, которая по душе ребенку, нужно посетить другие оптики. Но всегда приятно, если стильная оправа является причиной, когда у ребенка возникает желание носить очки постоянно, даже если врачом не прописан постоянный режим ношения.

 

Часто мы видим противоположную ситуацию. Родители, сталкиваются с проблемой, когда оправы «хватает» всего на 1-2 месяца. Это происходит потому, что ребенок, не желая носить очки, которые ему не нравятся, специально приводит их в негодность. Возникает замкнутый круг. Учитывая финансовую сторону очередной и последующих покупок, родители вновь приобретают оправы экономического класса. Но они изготовлены из менее прочных материалов и в простом конструктивном решении, поэтому не могут быть долговечными и нести элементы современного стиля.

 

Родители считают, что и очередная оправа будет поломана, зачем тратить деньги, и данное приобретение становится только «для галочки». Поэтому родителям нужно задуматься, стоит ли так часто покупать новые оправы или сделать одну более дорогостоящую покупку, которая будет полезна ребенку во всех отношениях. Если родители все же переживают за сохранность этой дорогой оправы, что вполне понятно, возможен другой альтернативный вариант: приобретение второй более простой и недорогой оправы, на случай возникновения ситуации, когда она действительно может быть поломана, например, на улице или занятиях спортом или просто пользоваться ею дома, когда ребенка не видят сверстники.


 

• Во-вторых, очки могут быть для ребенка не комфортными. Правильно подобранная (а не подогнанная) оправа должна в первую очередь учитывать анатомические особенности строения лица ребенка.
 

Переносица. 90 % веса очков опирается на нос пациента и поэтому важно правильно распределять их вес. По этой причине важно выбрать оправу с переносицей, которая не будет слишком большой для предотвращения съезжания оправы вниз по носу или слишком маленькой, иначе может повреждаться спинка носа и возможно его неправильное развитие. У младенцев выстояние переносицы (то место, где оправа сидит на носу) отрицательное. В течение длительного времени отрицательное выстояние постепенно меняется на нулевое, и затем положительное, пока не достигает больших размеров (к тринадцати годам) как у взрослых.

 

Более удобными являются носоупоры, изготовленные из силикона. Более физиологичными являются носоупоры в виде коромысла или конструктивно подвижные. Элементы переносицы у детских оправ могут быть выполнены из титановых или стальных сплавов с памятью. Это повышает устойчивость оправ к механическим повреждениям.

 

Размер. Оправа не должна ограничить поле зрения, быть пропорциональной лицу пациента, не слишком маленькой или слишком большой. Глаза должны быть расположены по центру и в горизонтальных и в вертикальных направлениях по отношению к установленной линзе. Оправа должна закрывать бровь глаза.

 

Наиболее оптически оптимальной является оправа, просвет которой имеет форму трапеции.

 

Дужка не должна давить на лицо ребенка и должна быть правильной длины. Если она будет слишком длинной, оправа будет съезжать по носу вниз, если слишком короткой, ресницы будут задевать за линзу или перекрывать ее. Идеально, дужки охватывают изгиб ушей пациента без деформации их формы и никогда под углом, близким к 90º. 

Конструктивно устойчивыми к механическим повреждениями являются узлы соединения дужки с рамкой: 

- подпружиненные; 

- устойчивые к выгибанию на 180-270°; 

- имеющие механизм вращения в разных плоскостях.

 

Дужки могут быть выполнены из титановых сплавов.

 

 
 

Для новорожденных оправы не должны содержать металлических узлов соединений (или они должны быть скрыты под мягким чехлом).

 

Эластичная лента. Дети энергичны и находятся в постоянном движении. Они двигаются, когда играют, прыгают, занимаются спортом, поэтому рекомендуется использовать эластичные ленты для сохранения правильного положения оправы на лице пациентов и, следовательно, оптимально перед глазами.

 

О чем нужно помнить еще при выборе оправы? 

Окончательный выпор оправы возможен только после того, как Вы получите утвердительный ответ продавца-консультанта и оптика-техника. Только они принимают решение о том, что в эту оправу технически возможно надежно установить линзы согласно выписанному рецепту. 

1. Материал, из которого выполнена оправа. 

Современные оправы могут быть изготовлены из пластика или металла, возможна комбинация этих материалов. Основное значение имеет, из чего изготовлена та часть оправы, где будут размещены линзы. 

• В оправы с металлическим ободком можно установить линзы невысоких величин. 

• Для пластиковых оправ этот диапазон расширяется. Наибольшим он является для пластиковых оправ изготовленных фрезерованным способом (есть еще литьевые пластиковые оправы). 

2. Конструкция светового проема. 

• Ободковая оправа: технически возможна установка всех типов очковых линз. 

• Полуободковая оправа (на леске): устанавливаются только линзы из полимерного материала с не тонким краем. 

• Безободковая оправа (на винтах или втулках): толстые линзы из полимерного материала или из поликарбоната.

 

3. Наличие цилиндрического компонента в рецепте (для коррекции астигматизма). 

• Ободковые оправы - установка линз возможна. 

• Полуободковые оправы - установка линз возможна, но не желательна. 

• Безободковые оправы - установка линз не допустима.


              4. Очковые линзы. 

Еще 5 лет назад я (автор статьи, Плисов И.Л.), как врач-офтальмолог, в беседе с родителями о выборе очковых линз: «Что лучше - стекло (минеральные линзы) или пластик (полимерные линзы)?», приводил аргумент: «Есть «плохие» стеклянные линзы и «хорошие» пластиковые и наоборот». Сегодня я понимаю, что эти аргументы должны быть разъяснены с позиции практических знаний человека, окунувшегося в процесс производства очков. 

Итак, минеральные линзы. Есть три относительных преимущества: устойчивость к царапинам (абразивоустойчивость), более высокий возможный коэффициент преломления и меньшая цена. Все остальное - недостатки. Самый главный из них - меньшая ударопрочность. Именно это послужило запретом в мировом оптическом производстве использовать минеральные линзы при изготовлении очков для детей. Цель одна - снизить детский травматизм. Кроме того минеральные линзы при равных преломляющих характеристиках тяжелее полимерных линз. Это тоже весьма важный аргумент. Особенно если учесть, что многим детям дошкольного возраста назначается «плюсовая» очковая коррекция больших величин. И обработанная очковая линза имеет большую толщину и массу. 

Полимерные линзы. Это выбор, на котором родителям необходимо остановиться при обсуждении заказа на изготовление очков для своего ребенка. Они травмобезопаснее (большая ударопрочность, особенно линзы из поликарбоната) и легче. Низкая абразивоустойчивость этого полимерного материала устраняется нанесением в процессе производства на эти линзы специального защитного покрытия. Однако нужно понимать, что этот слой может быть легко разрушен при несоблюдении правил эксплуатации очков, которые обязаны донести до вашего сведения работники оптического салона. Другим очень важным компонентом покрытия полимерной линзы является слой, не пропускающий опасное для сетчатки ультрафиолетовое излучение. Современные полимерные линзы ведущих мировых производителей в обязательном порядке содержат вышеупомянутые компоненты в своих мультипокрытиях. 

Уважаемые родители, о чем Вы еще должны знать, что бы очки Вашего ребенка выглядели эстетичнее, а качество искусственно получаемого изображения приблизилось к реальному? 

Коэффициент преломления (индекс) линзы. Чем он выше, тем тоньше и легче готовая к установке в оправу линза. Кроме того, линза с более высоким индексом меньше искажает пространственное восприятие. Предметы не становятся меньше и дальше (при близорукости) или больше и ближе (при коррекции дальнозоркости). С эстетической точки зрения глаза Вашего ребенка через эти линзы также не будут существенно отличаться от реальных размеров, что особенно важно при коррекции анизометропии (оптического разноглазия) и амметропий высоких степеней. 

Дизайн очковой линзы. По конструктивным особенностям своих поверхностей очковые линзы могут быть сферическими, асферическими и лентикулярными. Асферическая форма может быть как у одной стороны так и у обоих. Асферические линзы тоньше, легче и эстетичнее. Но, самое главное, у асферических линз зрительная зона, лишенная оптических искажений более широкая, чем у линз сферического дизайна. У линз двойного асферического дизайна  после обрамления ее в оправу эта оптимальная зона занимает практически весь световой проем. Это особенно важно для детей с функционально обратимым не развитым зрением (амблиопией).

Лентикулярные очковые линзы имеют функциональную оптическую часть только в  своей центральной зоне (около 4 см.), поэтому они значительно тоньше и легче при изготовлении очков очень высокой "+" диоптрийности (у детей с афакией - отсутствием хрусталиков, после экстракции (удаления) врожденной или постравматической катаракты).

 

 

 

 


3. Нужно ли очки носить всегда, чье мнение правильное 

Самым частым заблуждением является мнение, что очки ухудшают зрение, лишают ребенка возможности напрягать свое зрение. Так ли это?

Очки устраняют оптическую ошибку зрительной системы, делая ребенка оптически здоровым. Плохо ли это? Нет. Мы хотим избавиться от проблем со здоровьем. Очки моделируют этот результат. 

При дальнозоркости или астигматизме глаза работают в усиленном режиме. Это не нормально (вы идете, неся на своих плечах ношу, избавьтесь от нее). Очки устраняют эту проблему. 

При близорукости глаза без очковой коррекции не работают вообще. Одним из механизмов возникновения и прогрессирования близорукости является слабость аккомодации. Без очковой коррекции этот процесс не востребован. Очки при близорукости не только дают ребенку возможность четко видеть вдаль, они еще тренируют слабую аккомодацию (правильнее сказать, цилиарную мышцу, отвечающую за этот процесс). 

Очки устраняют нечеткость воспринимаемого изображения, которая мешает мозгу учиться видеть. Разве может ребенок научиться ходить со связанными ногами. «Развяжите ему ноги», наденьте на ребенка очки, дайте ему возможность учиться познавать мир таким, каким он есть на самом деле. 

Пусть офтальмолог Вашего ребенка поставит перед Вашими глазами линзы из набора для подбора очковой коррекции, изменив оптику Ваших глаз до состояния зрения Вашего ребенка. Вы лишитесь возможности ощущать жизнь в ее красочных деталях. Серый туман…

 

Очки нужны!!!