Актуальность. Основой офтальмологии является восстановление полноценного зрения пациентов, в первую очередь центрального, позволяющего видеть предметы четкими. Для этого проводится оптометрические исследования, оценивающие оптические свойства глаз, базовую остроту зрения и возможности оптической коррекции для ее улучшения. Эти результаты влияют на дальнейшую тактику офтальмолога в выборе наиболее адекватного метода лечения. Например, от полученной остроты зрения в условиях очковой коррекции зависит окончательное решение рефракционного хирурга о целесообразности проведения операции. Врач-офтальмолог составляет визуальный прогноз после проведения пробного курса плеоптического лечения. Страбизмолог решает вопрос о тактике лечения пациента с косоглазием в зависимости от изменения его характеристик после начала ношения подобранных или назначенных (в зависимости от возраста пациента) очков. Поэтому очевидно, что от качества изготовленных очков зависит офтальмологическая судьба пациента. Рефракционная патология выявляется в подавляющем большинстве случаев в детском возрасте пациентов. Поэтому очевидно, что современная оптическая индустрия решает их дальнейшую социальную судьбу.

18-летний опыт работы позволил прийти к выводу, что между ожидаемым (после выписывания рецепта на очки) и констатируемым (контрольный осмотр) результатом существует большая разница.

 

Цель. Оценить возможности современного производства очков корригирующих для достижения оптимальных результатов в коррекции аметропий, лечении амблиопии и патологии бинокулярного зрения.

Материал и методы. Оценены результаты лечения 928 пациентов детского и подросткового возраста, которым в период с июня 2009 г. по август 2010 г. врачами Новосибирского филиала ФГУ «МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова Росмедтехнологии», ООО Центр детского зрения «Илария» (всего 89,5%) и поликлинического звена г. Новосибирска была выписана или назначена очковая коррекция.


Очки были изготовлены в ООО Центр детского зрения «Илария» в результате слаженной профессиональной работы коллектива:

- подбор оптимальной анатомически соответствующей особенностям детского лица медицинской оправы с учетом пантоскопического наклона и вертексного расстояния;

- выбор наиболее адекватной (соотношение качества и доступной для родителей ценовой категории) очковой линзы с учетом величины аметропии и анизометропии;

- сервисное обслуживание: контроль геометрии и посадки очков в течение гарантийного срока (6 месяцев, гарантия на соединение очковых линз с медицинской оправой);

- контроль адекватности очковой коррекции путем исследования финальной рефракции и величины косоглазия (в очках) на бинокулярном рефрактометре Plusoptix на различных временных этапах ношения очков.

Результаты и обсуждение. Совокупность положительных моментов, которые имели место при подборе оправы и очковых линз привели к тому, что практически в 100% случаев не было отказа со стороны детей от ношения очков:

1. Очки имели эстетичный вид;

2. Оправа удобно сидела на лице ребенка;

3. Подбор оптимальных очковых линз, особенно при высоких аметропиях, привел в первую очередь к снижению веса готовых очков, что способствовало нормальному их положению и не вызывало дискомфорта.

Наличие оправ для детей грудного возраста (Miraflex, Италия) дало возможность изготавливать очки для детей в возрасте от 3 месяцев.

Итак, идеальная посадка оправы позволила очкам выполнить свою основную функцию - расположить очковые линзы таким образом, чтобы их оптические центры проходили строго через зрительные оси глаз ребенка. Эта должная центрация предотвратила возникновение нежелательных зрительных эффектов:

- призматического эффекта при вторичной децентрации в результате неправильной посадки очков;

- абберации при прохождении линии взора через периферические оптически не совершенные зоны очковых линз.

Правильный выбор пантоскопического наклона медицинской оправы с учетом режима ношения очков обеспечил оптимальный зрительный комфорт и уменьшил сроки привыкания ребенка к очкам.

Вертексное расстояние явилось одним из факторов, с одной стороны требующим четкого подбора соответствующей медицинской оправы для исключения изменения оптической силы очковых линз. С другой стороны работа продавцов-консультантов осложнялась тем, что у детей младшего дошкольного возраста выстояние переносицы нулевое или отрицательное, что приводило к глубокой посадке готовых очков, при этом в подавляющем большинстве случаев большие ресницы касались бы задней поверхности очковой линзы, что могло вызвать негативное отношение к ношению очков.

Очковые линзы. Этот компонент очков, несомненно, имеет одно из самых важных значений: по своей сути (исправление оптических ошибок зрительной системы ребенка) и по содержанию (насколько качественно эти ошибки будут исправлены).

Наличие просветляющего покрытия. Любой человек, не имеющий оптических проблем, отметит, что зрение через очковую линзу (planum) с просветляющим покрытием становится более качественным: повышается яркость и контрастность предметов, улучшается восприятие мелких деталей.

Итак, с помощью очковых линз с просветляющим покрытием мы приближаем ребенка со сниженным зрением к желаемой цели - повысить остроту его зрения (избавиться от амблиопии).

Индекс очковой линзы (коэффициент преломления). Согласно законам оптики, чем выше коэффициент преломления оптической среды, тем более тонкой является очковая линза. В чем преимущество?

Во-первых, при сильных аметропиях более высокий коэффициент преломления влияет на снижение веса выточенной по шаблону очковой линзы, приводит к снижению общего веса готовых очков. Это положительно сказывается на стабильном положении медицинских очков на лице ребенка, улучшает комфортность их ношения и способствует повышению эффективности лечения амблиопии и устранению аккомодационного компонента косоглазия.

Во-вторых, эффективная оптическая зона более высокоиндексных очковых линз существенно расширяется, что опять же способствует улучшению качества зрения в условиях очковой коррекции и соответственно повышает эффективность лечебных мероприятий.

Нами проведено исследование возникновения призматического эффект при неправильной посадке очков. Оказывается, индекс очковой линзы не влияет на уменьшение этого индуцированного эффекта, в равной степени, как и диаметр заготовки очковой линзы. При децентрации линзы на 10 мм сила призматического компонента, выраженного в призменных диоптриях, соответствует оптической силе линзы. Например, при силе очковой линзы в 5 дптр величина отклонения оптической оси от должной равна 5 призменным дптр. Теоретически этот эффект вторичной микродевиации является несущественным и имеет место более чем у половины населения, не вызывая жалоб. Однако, при тройной ошибке: неправильное определение межцентрового расстояния, когда не учитывается угол γ, неправильной центрации очковых линз при изготовлении и неправильной посадке очков, призматический компонент становится выраженным. Это приведет к неэффективности очковой коррекции и повлечет за собой отказ ребенка от ношения очков.

Дизайн очковой линзы. Если сравнить характеристики линз, имеющих при равной оптической силе классический сферический и асферический дизайн, то можно смело утверждать, что последние имеют явные преимущества:

- они тоньше, а, значит, легче;

- их оптическая эффективная зона является максимально широкой, что имеет существенное значение при вторичной децентрации очковых линз (при неправильной посадке очков и при переводе взгляда на объекты, расположенные вне прямой линии взора);

- индуцированный призматический эффект меньше на 10%, чем у линз сферического дизайна, что в отдельных случаев может иметь существенное значение.

Лентикулярные очковые линзы являются идеальным решением коррекции афакичной гиперметропии после экстракции врожденной катаракты: линзы относительно тонкие и легкие. Задачей номер один является максимально точная их оптическая центрация, что возможно при использовании контроля дистантного рефрактометра Plusoptix (Германия) и медицинских оправ Miraflex (Италия).

Тип окклюдора. При всем уважении к коллегам поликлинического звена, кабинетов охраны зрения детей и специализированных детских садов позволим не согласиться с их мнением, что идеальным является бумажный окклюдор, выполненный в виде конуса и размещенный под очковой оправой.

В подавляющем большинстве случаев данный тип окклюдора приводит к тому, что очки не расположены на лице ребенка надлежащим образом - они смещены к кончику носа (увеличено вертексное расстояние, неправильная посадка), что приводит к искажению оптического эффекта очков корригирующих.

С нашей точки зрения идеальным решением для назначения окклюзии, как с ортоптической, так и с плеоптической целью, является использование окклюдора, выполненного из специальных тканых материалов. Этот окклюдор надевается на оправу в виде чехольчика и полностью обеспечивает поставленную цель - не попадание изображения в «выключаемый» из зрительной работы глаз.

Выводы. Таким образом, задача оптической очковой коррекции аметропий, лечении амблиопии и патологии бинокулярного зрения может быть адекватно решена только путем слаженной работы целого ряда специалистов, каждый из которых выполняет определенную работу на своем этапе этого процесса.

Существенная роль отводится персоналу оптического салона, задачей которого является изготовление очков корригирующих с использованием оптимальных очковых линз, обрамленных в анатомически правильно подобранную оправу.